Нотариальные сделки

Управлением Росреестра по Калужской области проведена очередная телефонная консультация в режиме «горячая линия» на тему: «Нотариальные сделки». На вопросы граждан отвечала начальник отдела государственной регистрации недвижимости, регистрации недвижимости в электронном виде Татьяна Владимировна Козаченко.

— Какие сделки требуют нотариального удостоверения?

— Нововведения в российском законодательстве значительно расширили ряд сделок, подлежащих нотариальному удостоверению. В настоящее время обязательное нотариальное удостоверение установлено законом для следующих видов сделок:

  • Сделки по продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу;
  • Сделки, которые связаны с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки;
  • Сделки по продаже недвижимого имущества, которое принадлежит несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным;
  • Договор уступки требования, основанного на нотариально удостоверенной сделке;
  • Соглашение о разделе общего имущества, которое супруги нажили в период брака.

Все остальные виды сделок подлежат обязательному нотариальному удостоверению только по желанию сторон, за отдельными исключениями.

— Какой пакет  документов  необходим при подаче на государственную регистрацию сделок, удостоверенных нотариусами?

Для того чтобы регистрация прошла быстро, без каких-либо сложностей, нужно сразу собрать полный комплект документов, необходимых для регистрации. В соответствии с нормами российского законодательства для процедуры регистрации права собственности на квартиру необходимы следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации перехода права (оригинал) — представляет лицо, отчуждающее объект недвижимости;
  • заявление о государственной регистрации права (оригинал) — представляет лицо, приобретающее объект недвижимости;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал);
  • документ, подтверждающий полномочия представителя физического лица действовать от его имени, если от имени физического лица действует его представитель;
  • документ, подтверждающий право собственности лица, отчуждающего объект недвижимости; 
  • договоры, соглашения, акты, нотариально удостоверенные — не менее 2-х экземпляров, один из которых оригинал);
  • иные документы, которые в установленных законодательством случаях необходимы для государственной регистрации.

Дополнительно продавец должен предоставить:

  • Свидетельство о праве собственности;
  • Правоустанавливающие документы;
  • Справку об отсутствии зарегистрированных лиц (выписка из домовой книги);
  • Согласие супруга на продажу (дарение), заверенное нотариусом, если квартира является совместной собственностью;
  • Разрешение на продажу от органа опеки и попечительства, если продавец несовершеннолетний, недееспособный, ограниченно дееспособный;
  • Подтверждение уведомления о продаже других участников долевой собственности  и соседей по коммунальной квартире, если они не участвуют в сделке.

Покупатель предъявляет:

  • Свидетельство о браке, если недвижимость оформляется в общую совместную собственность;
  • Нотариальное разрешение  супруга на покупку  квартиры в ипотеку, если квартира оформляется только на одного, а другой  не является созаемщиком по Кредитному договору;
  • При участии  Сертификатов на получение социальной помощи — их копии;
  • Оригинал и копию кредитного договора, закладную;
  • Квитанцию об уплате государственной пошлины.

— Кто может подать документы на государственную регистрацию по нотариально удостоверенным сделкам?

— Заявления о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы  могут быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, правообладателем или его законным представителем. Существует возможность зарегистрировать недвижимость через нотариуса:  нотариус, который удостоверил сделку, выдал свидетельство о праве на наследство или совершил иное нотариальное действие, может вместо правообладателя подать документы на регистрацию прав.

—В какие сроки проводится государственная регистрация прав при подаче документов?

— Государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенных сделок проводится в течение трех рабочих дней, следующих за днем приема заявлений и всех необходимых документов, а при подаче документов в электронном виде с ЭЦП нотариуса – до 1 дня.