Управлением Росреестра по Калужской области проведена очередная телефонная консультация в режиме «горячая линия» на тему: «Нотариальные сделки». На вопросы граждан отвечала начальник отдела государственной регистрации недвижимости, регистрации недвижимости в электронном виде Татьяна Владимировна Козаченко.
— Какие сделки требуют нотариального удостоверения?
— Нововведения в российском законодательстве значительно расширили ряд сделок, подлежащих нотариальному удостоверению. В настоящее время обязательное нотариальное удостоверение установлено законом для следующих видов сделок:
-
Сделки по продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу;
-
Сделки, которые связаны с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки;
-
Сделки по продаже недвижимого имущества, которое принадлежит несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным;
-
Договор уступки требования, основанного на нотариально удостоверенной сделке;
-
Соглашение о разделе общего имущества, которое супруги нажили в период брака.
Все остальные виды сделок подлежат обязательному нотариальному удостоверению только по желанию сторон, за отдельными исключениями.
— Какой пакет документов необходим при подаче на государственную регистрацию сделок, удостоверенных нотариусами?
Для того чтобы регистрация прошла быстро, без каких-либо сложностей, нужно сразу собрать полный комплект документов, необходимых для регистрации. В соответствии с нормами российского законодательства для процедуры регистрации права собственности на квартиру необходимы следующие документы:
-
заявление о государственной регистрации перехода права (оригинал) — представляет лицо, отчуждающее объект недвижимости;
-
заявление о государственной регистрации права (оригинал) — представляет лицо, приобретающее объект недвижимости;
-
документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал);
-
документ, подтверждающий полномочия представителя физического лица действовать от его имени, если от имени физического лица действует его представитель;
-
документ, подтверждающий право собственности лица, отчуждающего объект недвижимости;
-
договоры, соглашения, акты, нотариально удостоверенные — не менее 2-х экземпляров, один из которых оригинал);
-
иные документы, которые в установленных законодательством случаях необходимы для государственной регистрации.
Дополнительно продавец должен предоставить:
-
Свидетельство о праве собственности;
-
Правоустанавливающие документы;
-
Справку об отсутствии зарегистрированных лиц (выписка из домовой книги);
-
Согласие супруга на продажу (дарение), заверенное нотариусом, если квартира является совместной собственностью;
-
Разрешение на продажу от органа опеки и попечительства, если продавец несовершеннолетний, недееспособный, ограниченно дееспособный;
-
Подтверждение уведомления о продаже других участников долевой собственности и соседей по коммунальной квартире, если они не участвуют в сделке.
Покупатель предъявляет:
-
Свидетельство о браке, если недвижимость оформляется в общую совместную собственность;
-
Нотариальное разрешение супруга на покупку квартиры в ипотеку, если квартира оформляется только на одного, а другой не является созаемщиком по Кредитному договору;
-
При участии Сертификатов на получение социальной помощи — их копии;
-
Оригинал и копию кредитного договора, закладную;
-
Квитанцию об уплате государственной пошлины.
— Кто может подать документы на государственную регистрацию по нотариально удостоверенным сделкам?
— Заявления о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, правообладателем или его законным представителем. Существует возможность зарегистрировать недвижимость через нотариуса: нотариус, который удостоверил сделку, выдал свидетельство о праве на наследство или совершил иное нотариальное действие, может вместо правообладателя подать документы на регистрацию прав.
—В какие сроки проводится государственная регистрация прав при подаче документов?
— Государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенных сделок проводится в течение трех рабочих дней, следующих за днем приема заявлений и всех необходимых документов, а при подаче документов в электронном виде с ЭЦП нотариуса – до 1 дня.