Калькулятор
добавить объявление

Для пользователей


Уже работаете с нами?

войти   Регистрация Напомнить пароль

добавить объявление

Архитектор Николай Свириденко

Наш журнал продолжает знакомить своих читателей с людьми, во многом определяющими облик нашего города, — калужскими архитекторами. На этот раз героем нашей рубрики стал генеральный директор мастерской «АрДиз-СВ» Николай Михайлович Свириденко, рассказавший о своем видении перспектив калужского туризма и сохранения исторической среды, претензиях к Генплану и не только.

БЕСЕДОВАЛ ДАНИИЛ МАРЧЕНКО. ТЕКСТ ВЫШЕЛ В №6, Апрель 2013 Г.

— Николай Михайлович, расскажите о вашей работе в Калуге.

— В Калугу я попал, как и большинство моих коллег, по распределению. Закончив архитектурный факультет Ростовского инженерно-строительного института в 1973 году, я был направлен в Калугагражданпроект в первую архитектурную мастерскую. Работая там, принимал участие в проектировании и строительстве многих районов города и области: микрорайон Терепец, район улиц Труда и Пролетарской, площадь 600-летия Калуги (это группа домов вокруг «шарика»). Это была вторая половина 70-х. Позже, в составе авторского коллектива архитекторов, занимался реконструкцией центральной части города, а именно улиц Гагарина, Королева и Пушкина. Множество проектов 70-80-х было реализовано по области. В основном это были здания социального назначения — школы, больницы, детские сады, церковь в Белоусово. Среди более поздних работ назову участие в проектировании микрорайона Тайфун. Там сейчас заканчивается строительство церкви по моему проекту. Также занимался проектированием областного и реконструкцией городского судов. А с 2010 года была создана моя самостоятельная проектная организация — ООО «АрДиз-СВ». Сейчас мы ведем застройку коттеджного поселка в Московской области, активно работаем и в нашем регионе. На сегодняшний день на нашем счету уже есть реализованный проект многоквартирного жилого дома в Малоярославце, еще один сейчас находится в процессе строительства. Не так давно, около года назад, наша мастерская выиграла конкурс на лучший вариант набережной в Тарусе. Сейчас нам предстоит создать рабочий проект, а пока ведутся переговоры об объемах и стоимости предстоящих работ. Кстати, о конкурсах: мы стали единственной калужской организацией, решившейся поучаствовать в международном конкурсе на строительство Дворца спорта на месте стадиона «Центральный».

— Это тот самый конкурс, победителем которого стало архитектурное бюро из Валенсии. А каково ваше отношение к перспективам иностранных архитекторов в Калуге?

— А иностранцы уже активно работают у нас, по крайней мере, в промышленной архитектуре. Если мы хотим войти в мировое сообщество, то странно будет отказываться от их услуг. Наоборот, необходимо приглашать лучших архитекторов, способных создавать уникальные проекты, чтобы они оставили свой след и на нашей земле. Во многих регионах уже есть реализованные работы иностранных специалистов, и это не только Москва и Санкт-Петербург. В Калуге их появление тоже неизбежно, это всего лишь вопрос времени. А станет ли это для нашего города благом или нет — посмотрим, все ведь будет зависеть от конкретных личностей и проектов. Важным фактором при этом может стать отношение к исторической среде. И это касается не только иностранцев. Например, некоторые москвичи не обращают на среду практически никакого внимания, воспринимая Калугу исключительно как строительную площадку. Мы регулярно выступаем против этого на различных градостроительных советах. 

— Сегодня, во многом в связи с проектом «Старый город», стала популярна тема развития туризма. Я знаю, что в начале 90-х вы занимались программой по созданию в Калуге туристической инфраструктуры. Расскажите об этом подробнее.

— Да, это был 1993 год, и программа называлась «Серебряная нить», по ассоциации с «Золотым кольцом». В рамках этой программы разрабатывался ряд маршрутов по историческим городам нашей области. Рассчитано это было, конечно, в основном на москвичей и иностранных туристов. Это был один из первых проектов такого рода у нас. Я считаю, что в Калуге есть что посмотреть, и турист может здесь задержаться и на два, и на три дня с возможными «вылазками» в другие интересные места области. На тот момент программу реализовать не удалось. Все прекрасно помнят это время: средств не хватало. Я, правда, слышал, что есть какая-то туристическая фирма с названием «Серебряная нить». Такой вот остался отголосок нашей работы. Программа была интересная и амбициозная. Например, на месте аэродрома «Орешково» в Воротынске предполагалось построить огромный международный аэропорт. Но в Москве решили иначе, и сейчас там базируется вертолетный полк. Часть наработок пошла в дело: в Воротынске обновили дороги, построили новый мост через Угру — старый был однополосный, — появилась объездная дорога Муромцево-Воротынск-Перемышль.

— А есть ли, на ваш взгляд, в России достойные примеры развития экскурсионного туризма?

— Да, например города «Золотого кольца». И, в первую очередь, Ярославль. Там произошла глобальная реконструкция исторического центра, была проведена просто огромная работа. Еще я бы назвал Казань. Но в эти города было серьезное вливание из федерального бюджета: оба города не так давно отмечали свои 1000-летия, оба в 2018 году примут футбольный чемпионат мира, а в Казани еще и Универсиада. Это уже города международного значения и международного туризма. Туда, кстати, направлялись люди из Калуги и изучали их опыт. Я уверен, что и у нашего города есть значительный туристический потенциал. С этой точки зрения мне нравится программа «Старый город». Если поработать над историческим центром и реализовать наконец-то перспективный проект набережной, то Калуга может стать очень заметной точкой на туристической карте России. Калуга сейчас активно работает с иностранным капиталом. К нам приезжает много специалистов из-за рубежа, их тоже нужно заинтересовать в плане какого-то культурного досуга. Сейчас ведь на выходных им приходится либо ездить в Москву, чтобы там провести время, либо сидеть у нас в пабах, эту ситуацию тоже надо менять. Вообще, что такое туристический центр? Это, прежде всего, идеально отреставрированная историческая часть города и идеально сделанные дороги, чтобы можно было добраться не только из Москвы до Калуги, но и, например, из Калуги в Козельск и другие важные и интересные для туризма города Калужской области. Вот к этому надо стремиться.

— Какие вы видите препятствия для появления действительно качественной архитектуры у нас в городе?

— Прежде всего должны быть заказчики, требующие уникальную архитектуру и готовые за нее платить серьезные деньги. Я думаю, что интересная архитектура у нас может быть, например, связана с гостиницами и зданиями общественного назначения. А вот от жилой архитектуры прорывов ждать не стоит — здесь особенно важна экономичность. Это что касается коммерческих проектов. А государственные конкурсы серьезным архитекторам как правило не очень интересны — их выигрывают проекты с наименьшей сметой. Часто это бывают архитекторы из других областей, которые предлагают более дешевые, по сравнению с калужскими, варианты.

— И последний вопрос: что для вас значит «хорошая архитектура»?

— Я считаю, что хорошая архитектура начинается с грамотного градостроительства, т. е. с Генерального плана, продуманного на много лет вперед, проектов планировок территорий будущих и существующих жилых районов и микрорайонов. Сейчас по стечению обстоятельств процветает точечная застройка. Есть какой-то участок — его надо тут же застроить, здесь начало и конец истории, никто не задумывается о градостроительной перспективе. Наш Генплан, который разрабатывался еще до появления действующего главного архитектора, Евгения Анатольевича Голышева, оказался изначально ущербным, по нему очень тяжело работать архитекторам. Город должен развиваться в сторону Правобережья, а сейчас там, по сути, есть одна центральная магистраль — улица генерала Попова, которая пересекается с Тульским шоссе. И в существующем Генплане сетка дорог даже не намечена, нет перспективных транспортных коридоров. Это все равно, что у нас на левом берегу была бы только одна улица Кирова. Разве можно было бы жить в таком городе? А ведь территория Правобережья огромна, перспективная застройка там не уступает по масштабам левому берегу, только ведется она по принципам строительства коттеджного поселка, когда на одну магистраль нанизываются все новые микрорайоны. Генплан сейчас нуждается в серьезной переработке, и чем быстрее это произойдет, тем лучше для города.

Правый берег срочно нуждается в собственных прямых выходах на Киевское шоссе. Именно во множественном числе, требуется как минимум два транспортных коридора с выходом на развязки, в том числе и маршрут скоростного общественного транспорта. Сейчас Росва, Куровское, Воротынск, территория индустриального парка — уже не спутники Калуги, а, скорее, «Воротынский район» города. Калуга вышла на Киевское шоссе, это уже свершившийся факт. Если сейчас признать, что наш город много больше, чем исторический центр, мы серьезно выиграли бы в плане возможностей для территориального развития Калуги. Была бы добрая воля руководства города и области. И я думаю, что она есть.