Контроль за ЖКХ для «чайников»

В разговоре об игроках рынка недвижимости мы упоминаем государство как арбитра, контролирующего действия других участников. Но часто эти функции по контролю и наказанию жуликов включаются с опозданием, когда случится что-то экстраординарное и не отреагировать нельзя. И тут, пожалуй, стоит вспомнить еще про одну силу, о становлении которой так много мы слышим последнее время – гражданское общество. Да-да, ведь именно мы, граждане, можем и должны стимулировать чиновников к своевременному выполнению своей работы. К сожалению, в России пока такие взаимоотношения между гражданином и властью напоминают игру в одни ворота. Как в известной рекламе: «Заплати налоги и спи спокойно». А должно быть: «Заплати налоги и будь уверен, что эти средства пошли на пользу государству».

Особенно остро вопрос с профильным расходованием денег стоит в сфере ЖКХ. Как часто мы видим два рядом стоящих многоквартирных дома, один из которых выглядит опрятно, а второй как египетская пирамида.

Неужели в одном из них живут варвары? Может быть дело в том, что жильцы одного дома жестко отстаивают свои интересы перед управляющей компанией, а другие не хотят с этим связываться? ­Знакомая многим ситуация, когда коммунальные счета исправно приходят в почтовый ящик, а внешний облик дома и состояние подъездов напоминает легкий артобстрел.

В таком доме гораздо труднее продать квартиру, а стоимость арендного жилья собственнику придется снизить, чтоб хоть как-то заманить клиентов. Живой пример – дома по улице Чичерина.

В так называемых «сталинках» высоченные потолки, внутреннее убранство квартиры может быть грандиозным. Но стоит выйти в подъезд и посмотреть на закопченные стены, на обвалившуюся штукатурку фасада, как иллюзии элитности и роскоши пропадают. Более подробно об этом мы писали в прошлом номере. Как быть жильцам таких домов? Ведь большинство исправно оплачивает счета. Делать нужно то, что так не любят в России – жаловаться в контролирующие государственные организации. То есть быть гражданами, а не спонсорами поездок директора управляющей компании на отдых.

Право на обращение в ­госорганы закреплено в 33 статье Конституции. Кроме этого, список обязанностей коммунальщиков есть в ­«Правилах и нормах тех. эксплуатации жилищного фонда» и «Правилах предоставления коммунальных услуг». Согласно этим документам в доме все всегда должно быть идеально. В буквальном смысле. За это мы и платим ежемесячно.

Еще недавно с такими жалобами нужно было идти в государственную жилищную инспекцию лично, писать заявление, а часто – терпеть хамство и очереди. Сегодня есть возможность написать заявление, не выходя из дома. И сразу же нашлись энтузиасты, готовые потратить часть своего времени и сил для того, чтоб помочь наладить обратную связь от жильцов к контролирующим органам, а от них к управляющим компаниям. Один из них — Дмитрий Левенец. Молодой студент из Мытищ сначала создал он-лайн проект «ДомДворДороги», в котором можно было автоматически составить обращение в жилинспекцию или Роспотребнадзор. Это дело не осталось незамеченным, и Дмитрию помогли такие же неравнодушные граждане в создании всероссийского проекта «РосЖКХ». Не обошлось здесь без известного оппозиционного политика – Алексея Навального. Именно он способствовал массовой пропаганде этого бесплатного и полезного сервиса.

На сайте «РосЖКХ» можно выбрать проблемы, которые беспокоят жильца конкретного дома: неудобства из-за коммунального оборудования внутри квартиры, проблемы в подъезде или с фасадом здания. После этого остается заполнить свои контактные данные и отправить в организации, отвечающие за контроль качества предоставляемых услуг ЖКХ. При этом главной особенностью «РосЖКХ» является то, что основной текст ­заявления уже написан квалифицированным юристом и вставлен в шаблон. Вам останется лишь ­дополнить его парой фраз с описанием проблемы. На сегодняшний день через этот сервис можно отправить жалобу в Государственную жилищную инспекцию, Министерство строительства и ЖКХ, Роспотребнадзор.

Закон об обращениях граждан обязывает чиновника ответить не позднее 30 дней. Прибавьте к этому неделю-две на работу почты.

Как работает этот сервис в Калуге, автор этих строк проверил лично. Состояние фундамента дома в последние пару лет оставляло желать лучшего. Управляющая компания запросы жильцов о проведении ремонтных работ упорно игнорировала. Через сервис «РосЖКХ» было написано заявление в жилищную инспекцию. Кроме разрушения фундамента, было указано на захламленность ­мусором ­вентиляционных шахт. За обслуживание жилого дома с небольшой двухкомнатной квартиры взымается плата порядка 450 рублей в месяц. Это не гигантские деньги, но и просьб поставить золотые ручки на двери никто не выдвигал. Какого же было удивление, когда через 10 дней представители жилинспекции пригласили меня на прогулку вокруг дома вместе с администрацией управляющей компании. Был составлен акт о нарушениях относительно фундамента. А в это время ошалевшие дворники спешно выгребали из вентиляционных решеток подвала мусор. Еще через полторы недели пришло официальное письмо, в котором не только отчитались о результата проверки и устранении нарушений, но и коротко описали возможности подачи в суд в случае многократных нарушений со сторону управляющей компании. В итоге, управляющая компания обязана до июля 2013 года провести ремонтно-восстановительные работы по фундаменту и фасаду дома. Ждем-с.

Интересный получился инструмент! Он реально помогает контролирующим органам выявлять нарушения еще в ранней стадии, до того, как случится беда. Осталась одна загвоздка – донести до граждан, что ужасное состояние подъезда, граффити на стенах дома, неработающее освещение – это не проблема жильцов, это административное правонарушение. В КоАП есть статья 7.22 «Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов». Начальнику ЖЭКа, ДЭЗа или ТСЖ полагается штраф до 5 000 рублей, а самой обслуживающей компании до 50 000.

Не надо бояться, что о вас подумают плохо чиновники или сотрудники управляющей организации — у них работа такая, и они должны ее делать хорошо. Вы же свою делаете? Просто подумайте о том, что именно ваша инициатива может сдвинуть дело с мертвой точки, и вперед!

Скачать листовку с сайта РосЖКХ


Поделиться ссылкой:

Опрос

Как вы оцениваете качество городской среды в центральной части Калуги?

Все идеально

Средне, но меня устраивает

Надо привести в порядок то, что есть

Надо многое поменять и осовременить

Надо все переделать с нуля

Результаты опроса Все опросы

Новости

Все новости