Слишком быстро

Безопасный город должен начинаться с безопасных скоростей, считают эксперты. Пробуем разобраться, что это означает

В Калуге разрабатывается новая транспортная схема, сообщает городская управа. 2018 год подрядчик посвятил сбору исходных данных, а к лету 2019-го должна быть представлена оптимальная транспортная стратегия, включающая рекомендации по работе общественного транспорта, настройке светофоров, расширению и сужению улиц, направлениям движения по ним и организации парковочных пространств. Что должно быть главным в этой схеме? Безопасность.

За год (с июня 2017 по июнь 2018)  в Калуге было зарегистрировано 593 ДТП. Погиб 21 человек, ранено свыше 700. Значительная часть пострадавших получила травмы, последствия которых будут преследовать их всю оставшуюся жизнь. Для жителя Калуги вероятность преждевременной смерти в автомобильной аварии почти равна вероятности стать жертвой бытового убийства — и значительно выше вероятности теракта. И минимизировать этот риск очень сложно: пострадать может и начинающий водитель, и опытный, и владелец ржавой “классики”, и пассажир дорогой иномарки. За тот же год травмы получили 240 пешеходов, 10 из них — смертельные.

Безопасность повседневной жизни — одно из главных требований современных горожан к муниципалитету и государству. Не случайно власти социально ориентированной Швеции еще в 1997 году запустили программу Vision Zero — сведение к нулю смертности на дорогах. За 20 лет, несмотря на рост автопарка, число жертв удалось сократить вдвое — до 0,003%. По Калужской области, для сравнения, 0,036% — в двенадцать раз больше. Даже в городе, где меньше скорости и лучше дороги, показатель вдвое выше среднешведского, где ДТП в городе вообще нонсенс.

Согласно европейским исследованиям, при столкновении с автомобилем, движущимся со скоростью 25-30 км/ч, человек получает контузию, с 30 до 50 км/ч увеличивается риск получения серьезной травмы, а скорость свыше 55 км/ч, как правило, приводит к смертельному исходу.

В России главное ведомство, отвечающее за безопасность на дорогах — ГИБДД. В январе 2018 года Правительством была принята Стратегия безопасности дорожного движения, предполагающая снижение смертности до 0,004% к 2024 году. Заявлена и более амбициозная цель, нулевая смертность к 2030-му. Основная задача возложена на водителей, — они должны стать “более дисциплинированными”, и владельцев дорог, — им ужесточат требования к ремонту и обслуживанию. 

В тени остается еще одна возможность, которую легко реализовать даже на местном уровне. По этому пути пошли многие развитые страны, выиграв в итоге борьбу за общественное мнение у активной и сплоченной прослойки автомобилистов. Речь идет о выравнивании скорости на городских улицах. Мера эта хорошо проработана в многочисленных научных публикациях, и на практике доказан ее минимальный эффект на общую скорость перемещения жителей города. Проблема в том, что меры, которыми достигается такое выравнивание, совсем не популистские: в первую очередь речь идет об ограничении максимальной скорости, искусственном замедлении потока на некоторых участках и сужении слишком широких улиц. Автомобилисты, как самый активный социальный класс, даже разговоры об этом воспринимают как атаку на свои права.

Все меняется, если посмотреть на передвижение по городу на автомобиле под другим углом. Лишь в немногих случаях ежедневный пробег для людей — удовольствие и польза. В основном это издержки: время за рулем, стресс, амортизация автомобиля, затраты на топливо и обслуживание, налоги и страховка. И вопрос безопасности.

Главной причиной большинства ДТП с жертвами остается превышение скорости — вернее, «несоответствие выбранной скорости условиям движения». При выборе скорости водитель руководствуется состоянием дороги, погодными условиями и действующими ограничениями. В Калуге, как и во всей России, максимальная скорость в населенных пунктах «по умолчанию» устанавливается равной 60 км/ч. Однако из-за нормативных послаблений фактическая скорость, при которой автомобилист не считает себя нарушившим правила, равна 79 км/ч. На самом деле нарушением считается любое превышение, и по итогам экспертизы вина превысившего будет установлена: погрешность в 19 км/ч предусмотрена лишь для комплексов фиксации. Многие люди этого нюанса не учитывают и спокойно гоняют 80 км/ч по городу — это же хорошо, что законодатель позволил снизить хотя бы временные издержки. Но за несколько сэкономленных минут мы платим многократно возросшими рисками тяжелых травм.

По данным ВОЗ, увеличение средней скорости автомобиля на 1 км/ч влечет за собой рост числа автокатастроф со смертельным исходом на 4-5%. Скорость положительно сказывается на мобильности, так как сокращает время на перевозки, но играет резко отрицательную роль при ДТП, повышая как вероятность аварии, так и тяжесть последствий. 

Ряд исследований показывает, что при наезде на пешехода (велосипедиста, мотоциклиста) на скорости свыше 55 км/ч риск получения им тяжелых травм приближается к 100%. Заметив пешехода в 30 метрах перед собой и сразу нажав на тормоз, вы сможете избежать столкновения, только двигаясь медленнее 60 км/ч — это на сухом асфальте в технически исправном автомобиле, не отвлекаясь на телефон или других водителей.

Тяжесть последствий у водителей и пассажиров также сильно зависит от скорости столкновения. Современные автомобили стали гораздо безопаснее, чем 15-20 лет назад, но звезды на краш-тестах получены в условиях, далеких от российских реалий. Самый жесткий из массовых краш-тестов, ­фронтальный, проводится на скорости 64 км/ч — это имитация лобового удара при выезде на «встречку». Не надо пояснять, что наши скорости значительно выше.

Поэтому в 47 странах мира, в основном развитых, в населенных пунктах установлено ограничение в 50 км/ч. В центральных районах европейских городов — 30 км/ч. Кроме законодательных мер, градостроители используют и механические способы замедления транспортного потока: светофоры, сужения, островки безопасности и булыжное мощение. Так борются с другими минусами высокой скорости: загрязнением окружающей среды, шумом, неблагоприятным влиянием на условия жизни в городских районах. В равномерно распределенном по улицам транспортном потоке, как не парадоксально, повышается средняя скорость движения — за счет устранения «ударных волн» трафика, которые приводят к образованию заторов на перекрестках. 

Ради интереса мы проверили, какова средняя скорость автомобилей в Калуге. Для этого хорошо подходит сервис Яндекс.Карты — он учитывает среднюю скорость движения своих пользователей, и обычно дает достаточно точный результат. Мы взяли 12 точек в разных концах города и проложили маршрут к офису Калугахауса на Кирова, 36. Повторили эту процедуру несколько раз в разное время: в 8-45, в 13-00 и в 15-30, намеренно исключив из рассмотрения вечерний час пик. С наступлением зимы ­провели замеры еще раз. Минимальный пробег составил 2,8 км, максимальный — 11. Усредненная скорость движения — 25,3 км/ч летом и 24,8 км/ч зимой, самая высокая из средних скоростей — 36,9 км/ч.

Да, кому-то удается ехать быстрее, особенно там, где нет камер. Но в целом город тихоходный, резервов по строительству скоростных магистралей нет, так что ограничение максимальной скорости до европейских стандартов кажется вполне оправданным — прежде всего, с точки зрения безопасности.Если заложить эту идею в новую транспортную схему, которая разрабатывается по заказу муниципалитета, удастся решить значительную часть проблем с пропускной способностью улиц. Появится шанс увеличить пешеходную связность, добавив нужные людям пешеходные переходы (приподнятые, как учат нас ноябрьские рекомендации Минтранса и московский опыт). Сейчас все службы ссылаются на ГОСТы, по которым многие переходы в Калуге организованы слишком часто.  

И все-таки схема — это просто рекомендация. Решение останется за комиссией по безопасности дорожного движения (в нее входят представители Горуправы, ГИБДД, муниципальные депутаты). Наука говорит, что автомобилисты и экономика города от снижения скорости не пострадают, а только выиграют. И город станет более безопасным — а значит, гораздо более привлекательным для людей.